г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

О градостроительном зонировании территории города Москвы

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗОНИРОВАНИИ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

(в ред. Законов г. Москвы от 01.12.1999 N 41,
от 12.02.2003 N 5, от 27.04.2005 N 14)

Настоящий Закон является частью градостроительного законодательства города Москвы, устанавливает назначение градостроительного зонирования территории города Москвы, типы функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, порядок разработки и утверждения документации по градостроительному зонированию, а также порядок ее применения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве.

Статья 1. Градостроительное зонирование территории города Москвы

Градостроительное зонирование территории города Москвы (далее - градостроительное зонирование) - установление обязательных требований к функциональному использованию (функциональному назначению), застройке (строительному назначению), ландшафтной организации (ландшафтному назначению) планировочных районов, кварталов, участков территории города.
Установленные градостроительным зонированием требования распространяются на все объекты недвижимости независимо от форм собственности на указанные объекты, а также сохраняют действие при перемене собственника, владельца, пользователя, арендатора недвижимого имущества.
(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
Градостроительное зонирование осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов города Москвы.
Градостроительная деятельность, противоречащая установленному функциональному, строительному, ландшафтному назначению территории, запрещается.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- государственный градостроительный кадастр - государственная информационная система сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости. Планировочными единицами государственного градостроительного кадастра города Москвы являются планировочный район, квартал, участок территории;
- планировочный район - часть территории города Москвы, ограниченная границами территориальных единиц города Москвы, красными линиями магистральных улиц, другими границами. Планировочный район включает в себя несколько кварталов, а в отдельных случаях - один квартал;
- квартал - часть территории города Москвы в пределах планировочного района, ограниченная красными линиями улиц и переулков, другими границами. Квартал включает в себя несколько участков территории, а в отдельных случаях - один участок территории;
- участок территории - часть территории города Москвы в пределах квартала, ограниченная границами земельного участка, другими границами;
- устойчивое развитие города Москвы - развитие города при осуществлении градостроительной деятельности в целях обеспечения градостроительными средствами благоприятных условий проживания населения, в том числе ограничение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и ее рациональное использование в интересах настоящего и будущего поколений;
- функциональное назначение планировочного района (квартала, участка территории) - установленный тип функционального назначения указанной территории, характеризуемый разрешенным использованием земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости;
- строительное назначение планировочного района (квартала, участка территории) - установленный тип застройки, характеризуемый показателями плотности застройки и высоты зданий и сооружений в пределах указанной территории;
- ландшафтное назначение планировочного района (квартала, участка территории) - установленный тип организации поверхности земли, характеризуемый соотношением площадей застроенной поверхности, поверхности с растительным покровом, незастроенной поверхности с искусственным покрытием в пределах указанной территории.

Статья 3. Типы функционального назначения участков территории

Устанавливаются следующие типы функционального назначения участков территории:
- природные (А), в том числе природоохранные (А1) и природно-рекреационные (А2);
- общественные (Б), в том числе административно-деловые (Б1), учебно-образовательные (Б2), торгово-бытовые (Б3), культурно-просветительные (Б4), спортивно-рекреационные (Б5), лечебно-оздоровительные (Б6), учебно-воспитательные (Б7);
- жилые (В), в том числе многоквартирных жилых домов (В1) и индивидуальных жилых домов (В2);
- производственные (Г), в том числе промышленные (Г1), коммунально-складские (Г2), жилищно-коммунальные (Г3) и специального назначения (Г4).
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости, относящихся к указанным в части 1 настоящей статьи типам функционального назначения участков территории, устанавливаются Правительством Москвы.
Указанные в скобках в части 1 настоящей статьи буквенные и цифровые обозначения используются в документации по градостроительному зонированию для обозначения типов функционального назначения участков территории.

Статья 4. Типы функционального назначения кварталов и планировочных районов

Устанавливаются следующие типы функционального назначения кварталов и планировочных районов, представляющие собой комбинации участков территории разных типов функционального назначения, и их обозначения:
- природные (А);
- общественные (Б);
- жилые (В);
- производственные (Г);
- общественно-жилые (БВ);
- общественно-производственные (БГ);
- производственно-жилые (ГВ);
- природно-общественные (АБ);
- природно-жилые (АВ);
- природно-производственные (АГ);
- природно-общественно-жилые (АБВ);
- природно-общественно-производственные (АБГ);
- природно-производственно-жилые (АГВ);
- общественно-производственно-жилые (БГВ).
Квартал, планировочный район относятся к одному из указанных выше типов функционального назначения, если более 25 процентов его площади занимают участки каждого из обозначенных в скобках типов функционального назначения участков территории, указанных в статье 4 настоящего Закона, а участки каждого из остальных типов занимают менее 25 процентов площади района.
Для каждого типа функционального назначения квартала, планировочного района устанавливаются следующие непрофильные типы функционального назначения участков территории, обозначения которых даны в квадратных скобках:
- природные (А) - [Г1 и Г2]
- общественные (Б) - [Г1 и Г4]
- жилые (В) - [Г1, Г2 и Г4]
- производственные (Г) - [Б6 и Б7]
- общественно-жилые (БВ) - [Г1 и Г4]
- общественно-производственные (БГ) - [В2 и Б7]
- производственно-жилые (ГВ) - [Б6]
- природно-общественные (АБ) - [Г1 и Г2]
- природно-жилые (АВ) - [Г1 и Г2]
- природно-производственные (АГ) - [Б6 и Б7]
- природно-общественно-жилые (АБВ) - [Г1]
- природно-общественно-производственные
(АБГ) - [Б7]
- природно-производственно-жилые (АГВ) - [Б6]
- общественно-производственно-жилые (БГВ) - [В2]
Наличие в границах квартала, планировочного района участков непрофильных типов допускается, если все участки непрофильных типов занимают в сумме менее 10 процентов площади квартала, планировочного района.

Статья 5. Типы строительного назначения участков территории

Устанавливаются следующие типы строительного назначения участков территории по плотности застройки и их обозначения:
- низкоплотной застройки (I) с допустимой плотностью застройки не более 0,5;
- среднеплотной застройки (II) с допустимой плотностью застройки более 0,5 и не более 1,0;
- высокоплотной застройки (III) с плотностью застройки более 1,0.
Плотность застройки определяется как отношение общей площади поэтажных планов зданий, сооружений, расположенных на участке территории, к площади участка.
Устанавливаются следующие типы строительного назначения участков территории по высоте застройки и их обозначения:
- застройка с высотой не более 15 м (А);
- застройка с высотой не более 35 м (Б);
- застройка с высотой более 35 м (В).
Высота застройки участка определяется высотой основного объема наиболее высокого здания или сооружения, расположенного на участке, а в случае, когда основной объем указанного здания или сооружения не выявлен, - его максимальной высотой.

Статья 6. Типы строительного назначения кварталов и планировочных районов

Устанавливаются следующие типы строительного назначения кварталов и планировочных районов с разной плотностью застройки и с разными комбинациями составляющих их участков разных типов высоты застройки и их обозначения:
- низкоплотной с высотой застройки не более 15 м (IА);
- среднеплотной с высотой застройки не более 15 м (IIА);
- высокоплотной с высотой застройки не более 15 м (IIIА);
- низкоплотной с высотой застройки не более 35 м (IБ);
- среднеплотной с высотой застройки не более 35 м (IIБ);
- высокоплотной с высотой застройки не более 35 м (IIIБ);
- низкоплотной с высотой застройки более 35 м (IВ);
- среднеплотной с высотой застройки более 35 м (IIВ);
- высокоплотной с высотой застройки более 35 м (IIIВ);
- низкоплотной с пониженной высотностью застройки (IАБ);
- среднеплотной с пониженной высотностью застройки (IIАБ);
- высокоплотной с пониженной высотностью застройки (IIIАБ);
- низкоплотной с контрастной высотностью застройки (IАВ);
- среднеплотной с контрастной высотностью застройки (IIАВ);
- высокоплотной с контрастной высотностью застройки (IIIАВ);
- низкоплотной с повышенной высотностью застройки (IБВ);
- среднеплотной с повышенной высотностью застройки (IIБВ);
- высокоплотной с повышенной высотностью застройки (IIIБВ).
Квартал, планировочный район относятся к одному из указанных выше типов, если:
- плотность застройки территории квартала, планировочного района соответствует показателям типов низкоплотной (I), среднеплотной (II), высокоплотной (III) застройки;
(в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
- более одной трети площади всех застраиваемых участков территории в границах квартала, планировочного района занимают участки каждого из типов высоты застройки, обозначенных буквами в скобках, а участки каждого из остальных типов высоты застройки занимают менее одной трети площади всех застраиваемых участков территории в границах квартала, планировочного района.

Статья 7. Типы ландшафтного назначения участков территории

Устанавливаются следующие типы ландшафтного назначения участков территории, их обозначения и соответствующие им допустимые значения использования поверхностей земли - поверхностей под "подошвами" зданий, поверхностей с искусственным покрытием, поверхностей с растительным покровом и водных поверхностей в процентах (%) от площади участка:
- застроенные слабоозелененные (А): 10-100, 0-90, 0-30 (%);
- застроенные озелененные (Б): 10-70, 0-60, 30-70 (%);
- незастроенные слабоозелененные (В): 0-10, 60-100, 0-30 (%);
- незастроенные озелененные (Г): 0-10, 20-70, 30-70 (%);
- озелененные (Д): 0-30, 0-30, 70-90 (%);
- природные (Е): 0-10, 0-10, 90-100 (%).

Статья 8. Типы ландшафтного назначения кварталов и планировочных районов

Устанавливаются следующие типы ландшафтного назначения и обозначения кварталов и планировочных районов с разными комбинациями составляющих их участков разного типа:
- застроенные слабоозелененные (А);
- застроенные озелененные (Б);
- незастроенные слабоозелененные (В);
- незастроенные озелененные (Г);
- озелененные (Д);
- природные (Е);
- застроенные смешанные (АБ);
- незастроенные смешанные (ВГ);
- неурбанизированные смешанные (ДЕ);
- урбанизированные смешанные (А + Б, В + Г);
- частично урбанизированные смешанные (В + Г, Д + Е);
- контрастные смешанные (А + Б, Д + Е).
Квартал, планировочный район относится к одному из указанных выше типов, если более одной трети его площади занимают участки каждого из типов ландшафтного назначения, обозначенных буквами в скобках, а квартал, планировочный район урбанизированного, слабоурбанизированного, контрастного типов - если более одной трети его территории занимают суммы площадей каждой пары типов участков, обозначенных буквами и объединенных знаком "+" в скобках. При этом участки каждого из остальных типов занимают менее одной трети площади квартала, планировочного района.

Статья 9. Обязательные требования к установлению функционального, строительного, ландшафтного назначения территории

Установленный тип функционального, строительного, ландшафтного назначения территории не может противоречить режимам особой охраны особо охраняемых природных территорий, режимам регулирования градостроительной деятельности на территориях природного комплекса, режимам охраны памятников истории и культуры.
Часть исключена. - Закон г. Москвы от 27.04.2005 N 14.

Статья 10. Виды документации по градостроительному зонированию

Назначение территории устанавливается документацией по градостроительному зонированию следующих видов:
- Генеральная схема градостроительного зонирования территории города Москвы (далее - Генеральная схема зонирования), устанавливающая функциональное, строительное, ландшафтное назначение планировочных районов на территории Москвы;
- схемы градостроительного зонирования территорий административных округов города Москвы (далее - схемы зонирования), устанавливающие функциональное, строительное, ландшафтное назначение кварталов на территориях округов;
- планы градостроительного зонирования территорий районов города Москвы, территорий планировочных районов, кварталов, иных частей территории Москвы, устанавливающие функциональное, строительное, ландшафтное назначение участков территории.
(в ред. Закона г. Москвы от 12.02.2003 N 5)
Документация по градостроительному зонированию должна содержать:
- характеристики устанавливаемого функционального, строительного, ландшафтного назначения единиц градостроительного кадастра, соответствующих документу данного вида;
- картографические материалы с нанесенными на них границами территориальных единиц города Москвы, единиц градостроительного кадастра с обозначениями устанавливаемого назначения единиц градостроительного кадастра, соответствующих документу данного вида.

Статья 11. Разработка и утверждение Генеральной схемы зонирования

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. Генеральная схема зонирования является частью Генерального плана города Москвы, утверждается в составе Генерального плана города Москвы.
2. Правительство Москвы может вносить изменения в Генеральную схему зонирования, не противоречащие градостроительным требованиям к использованию и застройке территории города Москвы, установленным Законом города Москвы "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)".

Статья 12. Разработка и утверждение схем зонирования

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. Схема зонирования является частью градостроительного плана развития территории административного округа, разрабатывается и утверждается Правительством Москвы в соответствии с Генеральной схемой зонирования в составе градостроительного плана развития территории административного округа в порядке, установленном Законом города Москвы от 2 апреля 2003 года N 20 "О порядке градостроительного планирования развития территорий административных округов, районов города Москвы".
2. По результатам разработки схем зонирования Правительство Москвы может вносить изменения в утвержденную им ранее Генеральную схему зонирования, не противоречащие требованиям к использованию и застройке территории города Москвы, установленным Законом города Москвы "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)".

Статья 13. Разработка и утверждение планов зонирования

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. План зонирования является частью градостроительного плана развития территории района города Москвы, частью проекта планировки, разрабатывается и утверждается Правительством Москвы в соответствии со схемой зонирования соответствующего административного округа города Москвы в порядке, установленном Законом города Москвы от 2 апреля 2003 года N 20 "О порядке градостроительного планирования развития территорий административных округов, районов города Москвы".
2. По результатам разработки планов зонирования Правительство Москвы может вносить изменения в утвержденные ранее схемы зонирования, в Генеральную схему зонирования, не противоречащие требованиям к использованию и застройке территории города Москвы, установленным Законом города Москвы "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)".
3. По результатам разработки плана зонирования территории квартала, микрорайона, другой части территории, расположенной на территории района города Москвы, Правительство Москвы может вносить изменения в утвержденный ранее план зонирования территории района Москвы.
4. Для целей разработки планов зонирования типы функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территории, установленные статьями 3, 5 и 7 настоящего Закона, могут быть детализированы путем выделения в каждом из указанных выше типов соответствующих им видов функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территории. Виды функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территории и соответствующие им характеристики устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Москвы.

Статья 14. Разработка и утверждение планов градостроительного зонирования территорий планировочных районов, кварталов, иных частей территории Москвы.

Исключена. - Закон г. Москвы от 27.04.2005 N 14.

Статья 15. Обязательные требования к разработке документации по градостроительному зонированию

Документация по градостроительному зонированию до ее утверждения подлежит:
- публикации и общественному обсуждению с участием жителей Москвы и иных заинтересованных лиц в составе градостроительных планов развития территориальных единиц города Москвы в соответствии с законодательством;
- государственной экологической экспертизе;
- согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей природной среды, по охране и использованию памятников истории и культуры, по земельным отношениям.
Выполнение указанных требований обеспечивают заказчик и разработчик документации по градостроительному зонированию.

Статья 16. Мониторинг и контроль за использованием территорий в соответствии с их назначением

Мониторинг (наблюдение) и контроль за использованием территорий в соответствии с их назначением, установленным документацией по градостроительному зонированию, осуществляют орган Московской городской администрации по архитектуре и градостроительству, иные уполномоченные органы городской администрации, а в части требований, установленных планами зонирования территорий районов Москвы, также районные Управы.
Порядок мониторинга и контроля устанавливается Правительством Москвы.

Статья 17. Актуализация документации по градостроительному зонированию

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. Актуализация документации по градостроительному зонированию может осуществляться только в составе соответствующих работ по актуализации Генерального плана развития города Москвы, градостроительных планов развития территорий административных округов, районов города Москвы, а также при корректировке утвержденных ранее проектов планировки.
2. Актуализация документации по градостроительному зонированию осуществляется в том же порядке, что и разработка и утверждение указанной документации.

Статья 18. Государственный учет документации по градостроительному зонированию

Утвержденная в установленном порядке документация по градостроительному зонированию, а также все внесенные в нее изменения подлежат учету в государственном градостроительном кадастре территории города Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы.

Статья 19. Информирование об утвержденной документации по градостроительному зонированию

Утвержденная в установленном порядке документация по градостроительному зонированию, а также все внесенные в нее изменения должны быть опубликованы и доступны гражданам, юридическим лицам, органам власти и управления всех уровней.
(в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
Информирование об утвержденной документации по градостроительному зонированию, а также о всех внесенных в нее изменениях осуществляют Правительство Москвы, префекты административных округов, главы районных Управ.

Статья 20. Разрешение на осуществление градостроительной деятельности

Разрешение на размещение, строительство, реконструкцию объектов, благоустройство территории, использование в этих целях земельных участков выдается уполномоченными органами Московской городской администрации в соответствии с утвержденной документацией по градостроительному зонированию.
Устанавливаемые разрешительной документацией характеристики объекта строительства (реконструкции) и требования к использованию земельного участка не могут противоречить функциональному, строительному, ландшафтному назначению территории, установленному утвержденной документацией по градостроительному зонированию.

Статья 21. Меры стимулирования требуемых изменений использования территорий

В случаях, когда утвержденная документация по градостроительному зонированию требует изменения существующего использования территорий, Московская городская администрация может в соответствии с законодательством применять следующие меры стимулирования землепользователей, обладателей иных вещных прав к осуществлению указанных выше изменений:
- устанавливать понижающие поправочные коэффициенты к ставкам арендной платы за землю и иное недвижимое имущество;
- предоставлять налоговые кредиты;
- предоставлять гарантии под поручительство города Москвы для исполнения обязательств перед третьими лицами;
- оказывать иные виды поддержки со стороны города Москвы.

Статья 22. Меры принуждения к осуществлению требуемых изменений использования территорий

В случаях, когда землепользователи, обладатели иных вещных прав отказываются от осуществления изменений существующего использования территорий, требуемых утвержденной документацией по градостроительному зонированию, Московская городская администрация может в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы применять к указанным выше лицам следующие меры:
- устанавливать повышающие поправочные коэффициенты к ставкам арендной платы за землю и иное недвижимое имущество;
(дефис 1 в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
- применять штрафные санкции;
- требовать в судебном порядке возмещения вреда, причиненного при использовании территории, противоречащем требованиям градостроительного зонирования;
- прекращать действие договоров аренды земельных участков, осуществлять изъятие земельных участков;
- применять иные законные способы воздействия.

Статья 23. Особенности реализации изменений функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, являющихся объектами городских государственных градостроительных программ

Планировочные районы, кварталы, иные части территории города Москвы, для которых Генеральной схемой зонирования, схемой зонирования предусмотрены изменения типа функционального, строительного, ландшафтного использования на иной тип, могут быть по решению органов государственной власти города Москвы и в соответствии с законодательством Москвы объявлены объектами городских государственных градостроительных программ.
(в ред. Закона г. Москвы от 12.02.2003 N 5)
В указанных выше случаях арендатор земельного участка, собственник недвижимого имущества может по соглашению с Правительством Москвы принять участие в выполнении городской государственной программы на условиях, установленных договором между собственником или арендатором и Правительством Москвы.
В случае отказа собственника или арендатора от участия в выполнении городской государственной программы и при условии, что расположенные на участке территории объекты препятствуют выполнению городской государственной программы, участок территории и (или) находящиеся на нем объекты могут быть выкуплены городом Москвой, а договоры аренды - расторгнуты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях, являющихся объектами городских государственных программ, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 24. Особенности применения документации по градостроительному зонированию на территориях памятников истории и культуры, особо охраняемых природных территориях

Если на территории (или на части территории) памятника истории и культуры, его охранной зоны, особо охраняемой природной территории в соответствии с законодательством установлены более конкретные требования и показатели функционального, строительного, ландшафтного назначения территории, чем требования и показатели, определяемые типами функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, то в этом случае действуют указанные выше более конкретные требования и показатели. В иных случаях действуют требования и показатели, устанавливаемые документацией по градостроительному зонированию.

Статья 25. Особенности изменения функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территорий, на которых расположены объекты, выполняющие функции столицы, объекты федеральной собственности

Изменения функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, на которых расположены объекты, выполняющие функции столицы, объекты федеральной собственности, осуществляются по согласованию с органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (в редакции от 18 июля 1995 года), иными федеральными законами и законами города Москвы.

Статья 26. Ответственность за нарушение документации по градостроительному зонированию

Должностные лица, предоставившие земельные участки для осуществления градостроительной деятельности с нарушением утвержденной документации по градостроительному зонированию, несут дисциплинарную или административную ответственность в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
Разработчик градостроительной, проектной документации, разработавший указанную документацию с нарушением утвержденной документации по градостроительному зонированию, несет административную ответственность в соответствии с законами Российской Федерации и законами города Москвы, а также может быть лишен лицензии в соответствии с законодательством.
Привлечение виновных в указанных нарушениях к ответственности не освобождает их от возмещения причиненного вреда.
Здание или сооружение, созданное или строящееся с нарушением утвержденной документации по градостроительному зонированию, является в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации самовольной постройкой и подлежит сносу за счет лица, осуществляющего самовольную постройку, кроме случая, указанного в последней части настоящей статьи. Лицо, осуществившее самовольную постройку, обязано по решению суда возместить вред, причиненный самовольной постройкой.
Здание или сооружение, строящееся в нарушение установленного функционального назначения территории, может быть по решению суда перепрофилировано в процессе строительства с учетом утвержденной документации по градостроительному зонированию.

Статья 27. Разрешение споров по вопросам градостроительного зонирования

Споры по вопросам градостроительного зонирования рассматриваются органами исполнительной власти города Москвы, судом в пределах их компетенции.
Утвержденная документация по градостроительному зонированию может быть обжалована в судебном порядке.
Споры по вопросам соответствия проектной и разрешительной документации утвержденной документации по градостроительному зонированию разрешаются уполномоченными органами Московской городской администрации, главами районных Управ либо судом.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О законодательных актах города Москвы".
Генеральные схемы функционального, строительного, ландшафтного зонирования территории Москвы, утвержденные Правительством Москвы, действуют до вступления в силу закона города Москвы о Генеральном плане развития Москвы.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
9 декабря 1998 года N 28

0

Оставить комментарий


О градостроительном зонировании территории города Москвы

28 марта 2001 года N 11
 
 
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
 
О ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ ГОРОДА МОСКВЫ
 
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30,
от 21.01.2004 N 2, от 15.09.2004 N 53,
от 28.12.2005 N 2, от 16.07.2008 N 35, от 18.01.2012 N 3,
от 07.05.2014 N 28)
 
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
Статья 1. Сфера применения настоящего Закона
 
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Уставом города Москвы регулирует отношения, возникающие по поводу подготовки, заключения, выполнения, приостановления и прекращения действия договоров и соглашений города Москвы, заключаемых органами государственной власти города Москвы вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
Не являются предметом настоящего Закона договоры и соглашения города Москвы по городским государственным заказам и принятию долговых обязательств города Москвы, в отношении которых действуют нормы законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и законодательства о государственном долге соответственно.
(в ред. законов г. Москвы от 15.09.2004 N 53, от 28.12.2005 N 2)
К договорам и соглашениям города Москвы не относятся договоры и соглашения, заключаемые органами местного самоуправления, за исключением договоров и соглашений, заключаемых по отдельным вопросам при взаимодействии с органами исполнительной власти города Москвы.
(часть третья в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
 
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
 
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
Договоры города Москвы - соглашения, независимо от их наименования, заключаемые в письменной форме Мэром Москвы (далее - Мэр) от имени города Москвы с субъектами договорных отношений, определенных настоящим Законом, в рамках компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы, и законами города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
Соглашения - правовая форма закрепления договоренностей, достигнутых Московской городской Думой (далее - Дума), Мэром в осуществлении международных и внешнеэкономических связей и в иных установленных настоящим Законом случаях; Правительством Москвы (далее - Правительство), иными органами исполнительной власти города Москвы с субъектами договорных отношений, определенных настоящим Законом.
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30, от 07.05.2014 N 28)
Переговоры - стадия заключения договора или соглашения, направленная на уяснение содержания текста договора или соглашения, определение его условий и взаимных обязательств сторон.
Подписание - стадия заключения договора или соглашения либо форма признания участниками переговоров достигнутых договоренностей и обязательности исполнения содержащихся в договоре или соглашении условий. Договор или соглашение считаются принятыми с момента их подписания.
Присоединение - форма выражения согласия органа государственной власти города Москвы в пределах его компетенции с условиями заключенного другими сторонами вступившего в силу договора или соглашения.
Утверждение - стадия заключения договора или соглашения, выражающаяся в согласии Думы с положениями заключенного договора или соглашения путем принятия закона города Москвы или постановления Думы в случаях, установленных федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Законом или самим договором или соглашением.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
Поправка - внесение в установленном законом или сторонами порядке изменений и (или) дополнений, изменяющих действие отдельных положений договора или соглашения.
Оговорка - одностороннее заявление, сделанное при подписании, утверждении договора или соглашения или присоединении к ним, посредством которого выражается желание изменить юридическое действие отдельных положений договора или соглашения применительно к одной из подписавших их сторон (участников).
Толкование - уяснение и разъяснение действительного смысла и содержания договора или соглашения в целях их правильного применения.
Приостановление действия договора или соглашения - временное прекращение установленного федеральными законами, законом города Москвы либо самим договором или соглашением порядка их действия одним из участников договора или соглашения, в течение которого он освобождается от выполнения условий договора или соглашения.
Прекращение действия договора или соглашения - утрата их юридической силы или выход из договора или соглашения одной из сторон в соответствии с положениями договора или соглашения или с согласия сторон.
 
Статья 3. Стороны договоров и соглашений
 
Сторонами договоров и соглашений города Москвы, субъектами договорных отношений могут выступать:
- Мэр, Дума, Правительство, иные органы исполнительной власти города Москвы;
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30, от 07.05.2014 N 28)
- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, межрегиональные объединения, органы местного самоуправления муниципальных образований в составе субъектов Российской Федерации;
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
- законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств;
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
- юридические лица и международные организации, иные иностранные партнеры в соответствии с федеральным законодательством.
 
Статья 4. Принципы заключения договоров и соглашений
 
При заключении договоров и соглашений города Москвы органы государственной власти города Москвы руководствуются следующими принципами:
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
а) конституционности;
б) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов;
в) равноправия субъектов Российской Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий;
г) недопустимости ущемления прав и интересов субъектов Российской Федерации;
д) согласования интересов Российской Федерации и интересов субъектов Российской Федерации;
е) добровольности;
ж) обеспеченности ресурсами;
з) гласности;
и) самостоятельного осуществления принадлежащих им полномочий.
Договоры и соглашения города Москвы наряду с законами и иными нормативными правовыми актами являются составной частью правовой системы города Москвы и не могут противоречить федеральным законам и законам города Москвы, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" заключение и расторжение договоров города Москвы утверждается законом города Москвы, за исключением договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.01.2004 N 2)
 
Статья 5. Язык договоров и соглашений
 
Языком договора, соглашения является русский язык. В случае необходимости договор, соглашение могут быть составлены и подписаны на русском языке и на официальном языке другой стороны договора, соглашения.
(в ред. Закона г. Москвы от 18.01.2012 N 3)
Договоры, соглашения, подписанные на русском языке и на языке другой стороны, имеют равную юридическую силу. Официальный перевод текста договора, соглашения осуществляется уполномоченным Правительством органом исполнительной власти города Москвы.
(в ред. законов г. Москвы от 18.01.2012 N 3, от 07.05.2014 N 28)
Часть третья утратила силу. - Закон г. Москвы от 18.01.2012 N 3.
 
Глава 2. ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
 
Статья 6. Договоры и соглашения, заключаемые Мэром
 
К договорам, заключаемым Мэром от имени города Москвы, относятся договоры:
- о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы;
- об основах отношений с субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления их муниципальных образований, межрегиональными объединениями.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
Мэр подписывает соглашения об изменении границ города Москвы.
Соглашения от имени города Москвы об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с международными организациями, субъектами иностранных федеративных государств, городами и иными административно-территориальными образованиями иностранных государств заключаются в соответствии с Федеральным законом от 4 января 1999 года N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации".
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
Договоры от имени города Москвы подписываются и представляются на утверждение Думы Мэром.
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти города Москвы заключается в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
(часть введена Законом г. Москвы от 21.01.2004 N 2; в ред. Закона г. Москвы от 07.05.2014 N 28)
Договоры от имени города Москвы, подлежащие утверждению Думой, рассматриваются Думой в течение двух месяцев с момента их представления в Думу в порядке, установленном Регламентом Думы для рассмотрения проектов законов города Москвы. Если в течение этого срока договор не рассмотрен Думой, он считается утвержденным.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
В случае, если Думой не утвержден договор города Москвы, Мэр может внести договор на повторное рассмотрение Думы.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
При утверждении договора Думой его текст изменению не подлежит.
Соглашение об изменении границ города Москвы утверждается постановлением Думы в сроки, установленные Регламентом Думы.
Договор и закон о его утверждении подлежат опубликованию в официальном издании Думы - "Ведомости Московской городской Думы" и официальных изданиях Правительства - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13".
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30, от 07.05.2014 N 28)
Свои полномочия по ведению переговоров и подписанию договоров, за исключением договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти города Москвы, Мэр может указом передавать иным должностным лицам органов исполнительной власти города Москвы.
(в ред. законов г. Москвы от 21.01.2004 N 2, от 16.07.2008 N 35)
Мэр информирует Думу о заключенных Мэром и Правительством договорах и соглашениях, а также об их прекращении или о приостановлении их действия.
(часть в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
 
Статья 7. Соглашения, заключаемые Думой
 
В соответствии с федеральными законами, Уставом города Москвы и настоящим Законом Дума может заключать соглашения о межпарламентском сотрудничестве с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления их муниципальных образований, межпарламентскими объединениями.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
Часть вторая исключена. - Закон г. Москвы от 21.05.2003 N 30.
Соглашения о межпарламентском сотрудничестве подписываются Председателем Думы и вступают в силу после их утверждения Думой. Соглашение утверждается Думой путем принятия постановления.
 
Статья 8. Договоры и соглашения, заключаемые Правительством
 
В соответствии с федеральными законами Правительство может заключать договоры с федеральными органами исполнительной власти по предметам совместного ведения, а также соглашения:
(в ред. Закона г. Москвы от 21.01.2004 N 2)
- с федеральными органами исполнительной власти о передаче им осуществления части своих полномочий;
- с федеральными органами исполнительной власти о передаче Правительству осуществления части их полномочий;
- с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления их муниципальных образований;
- абзац исключен. - Закон г. Москвы от 15.09.2004 N 53.
- абзац исключен. - Закон г. Москвы от 15.09.2004 N 53.
Правительство может также заключать другие договоры и соглашения, в том числе от имени города Москвы, в рамках компетенции и в порядке, установленных федеральными законами, законами города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.01.2004 N 2)
Договоры и соглашения Правительства подписываются Мэром. Соглашения, за исключением соглашений о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти города Москвы, могут подписываться также по поручению Мэра членами Правительства - руководителями делегаций и иными должностными лицами органов исполнительной власти города Москвы.
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30, от 21.01.2004 N 2, от 16.07.2008 N 35)
Соглашения о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти города Москвы заключаются в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
(часть введена Законом г. Москвы от 21.01.2004 N 2; в ред. Закона г. Москвы от 07.05.2014 N 28)
Постановлениями Думы утверждаются соглашения Правительства:
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
а) выполнение которых предусматривает принятие новых законов и внесение изменений в действующие законы города Москвы;
б) иные соглашения Правительства, предусматривающие их утверждение Думой в соответствии с условиями самих соглашений.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
Соглашения Правительства, подлежащие утверждению Думой, представляются в Думу Мэром.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
При осуществлении международных и внешнеэкономических связей Правительство определяет процедуру заключения соглашений с учетом необходимости согласования их проектов с федеральными органами исполнительной власти.
 
Статья 9. Соглашения органов исполнительной власти города Москвы
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30, от 07.05.2014 N 28)
 
Органы исполнительной власти города Москвы в развитие ранее заключенных договоров и соглашений города Москвы могут по конкретным вопросам правового регулирования, установленного этими договорами и соглашениями, заключать с соответствующими субъектами договорных отношений соглашения.
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30, от 07.05.2014 N 28)
Проекты соответствующих соглашений подлежат обязательному согласованию с Мэром либо, по его поручению, с уполномоченными Правительством органами исполнительной власти города Москвы, которые представляют по ним свои заключения.
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30, от 07.05.2014 N 28)
Соглашение органа исполнительной власти города Москвы подписывается руководителем соответствующего органа при наличии согласования Мэра, положительного заключения уполномоченного Правительством органа исполнительной власти города Москвы, проводившего экспертизу по его поручению.
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30, от 07.05.2014 N 28)
Порядок подготовки, заключения и выполнения соглашений органов исполнительной власти города Москвы в пределах их компетенции устанавливается Правительством.
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30, от 07.05.2014 N 28)
 
Глава 3. ПОДГОТОВКА И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ
И СОГЛАШЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ
 
Статья 10. Предложения о заключении договоров и соглашений
 
Предложения о заключении договоров и соглашений города Москвы представляются на рассмотрение органа государственной власти, правомочного заключать договоры и соглашения, участниками договорных правоотношений, перечисленными в статье 3 настоящего Закона.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
Предложения о заключении договоров и соглашений должны содержать проекты необходимых документов или основные положения, обоснование целесообразности их заключения, а также при необходимости оценку финансово-экономических и социально-правовых последствий для города Москвы.
Мэр рассматривает поступившие предложения, при необходимости привлекает руководителей органов исполнительной власти города Москвы, принимает решение о целесообразности заключения договора или соглашения.
(часть третья в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
Преддоговорные отношения в отдельных случаях могут оформляться протоколами о намерениях, подписываемыми уполномоченными лицами и содержащими стремление сторон к установлению сотрудничества в конкретной области (сфере деятельности).
 
Статья 11. Ведение переговоров о заключении договоров и соглашений
 
Решение о проведении переговоров и о подписании договоров и соглашений города Москвы принимается в отношении договоров и соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Мэром; в отношении соглашений от имени Правительства, иных органов исполнительной власти города Москвы - Мэром; в отношении соглашений, относящихся к компетенции Думы, - Председателем Думы.
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30, от 07.05.2014 N 28)
Мэр ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения города Москвы, а также соглашения Правительства без предъявления полномочий.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
Часть третья исключена. - Закон г. Москвы от 21.01.2004 N 2.
Члены Правительства в пределах своей компетенции по поручению Мэра ведут переговоры и подписывают соглашения Правительства с предъявлением необходимых полномочий.
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30, от 16.07.2008 N 35)
Ведение переговоров о заключении соглашений Правительством может быть поручено Мэром также другим должностным лицам органов исполнительной власти города Москвы.
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30, от 07.05.2014 N 28)
 
Статья 12. Полномочия на ведение переговоров и подписание договоров и соглашений
 
Полномочия на ведение переговоров и на подписание договоров и соглашений города Москвы предъявляются в начале переговоров.
Такие полномочия предоставляются в отношении договоров и соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Мэром; в отношении соглашений, заключаемых Правительством, иными органами исполнительной власти города Москвы, - Мэром; в отношении соглашений, заключаемых Думой, - Председателем Думы или постановлением Думы.
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30, от 07.05.2014 N 28)
Полномочия на ведение переговоров и на подписание договоров и соглашений, заключаемых Правительством или Думой, оформляются распоряжением Мэра, распоряжением Правительства, постановлением Думы и подтверждаются доверенностью.
(часть третья в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
Статус делегации устанавливается на основании распоряжения Мэра, распоряжения Правительства, а также на основании постановления Думы.
(часть четвертая в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
Стороны, подписавшие договор или соглашение, обмениваются подлинниками текстов, передают текст документа на хранение соответствующему депозитарию, а договор или соглашение, требующие утверждения Думой, направляются в Думу вместе с проектом закона или постановления в месячный срок со дня их подписания Мэром.
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30, от 18.01.2012 N 3)
 
Статья 13. Основные требования к оформлению договоров и соглашений
 
Договоры и соглашения должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным федеральными законами, законами города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы, действующими в момент их заключения.
(в ред. Закона г. Москвы от 07.05.2014 N 28)
Заключаемые договоры и соглашения должны, как правило, содержать:
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
а) наименование;
б) преамбулу (вводную часть), в которой могут указываться основные цели;
в) дату, место подписания, наименование сторон;
г) предмет правового регулирования;
д) раскрытие используемых терминов и понятий;
е) права и обязанности сторон;
ж) ответственность сторон;
з) способы и порядок обеспечения обязательств сторон;
и) основания прекращения и приостановления действия договора (соглашения);
к) порядок разрешения споров;
л) срок и условия вступления в силу;
м) срок действия;
н) сведения о регистрации и месте хранения текста документа;
о) указание должности, фамилии, имени, отчества уполномоченного лица, подписывающего договор (соглашение);
п) подписи сторон.
Подписи представителей сторон под двухсторонним договором или соглашением располагаются друг против друга или одна под другой. В текстах первое место (левое или верхнее) занимает подпись представителя той стороны, у которой будет храниться данный экземпляр договора или соглашения. В наименовании договора или соглашения на первом месте также ставится наименование той стороны, у которой будет храниться данный экземпляр подлинника документа.
При оформлении договора или соглашения стороны не должны включать положения, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, вследствие этого являющиеся обязательными к исполнению.
При подписании, утверждении или присоединении к договору или соглашению одна из сторон может внести в текст договора или соглашения одностороннее заявление (оговорку), посредством которого выражается желание изменить юридическое действие отдельных положений договора или соглашения применительно к одной из подписавших их сторон (участников).
Приложения к договорам и соглашениям составляют их неотъемлемую часть и обладают одинаковой юридической силой с основным текстом документа.
 
Статья 14. Регистрация договоров и соглашений
 
Регистрация договоров и соглашений осуществляется депозитарием, определенным в соответствии со статьей 27 настоящего Закона, путем присвоения регистрационного номера, внесения в соответствующий реестр договоров и соглашений города Москвы записи, содержащей наименование договора или соглашения, сведения о его сторонах, датах подписания и регистрации, сроке действия и иных реквизитах договора, соглашения.
(часть первая в ред. Закона г. Москвы от 18.01.2012 N 3)
Соглашения города Москвы об осуществлении международных и внешнеэкономических связей подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 
Статья 15. Вступление в силу договоров и соглашений
 
Договоры и соглашения от имени города Москвы вступают в силу со дня их регистрации, если иное не установлено законом или не предусмотрено самими договорами и соглашениями.
При заключении договоров и соглашений города Москвы может быть оговорено, что они подлежат опубликованию в официальных изданиях подписавших их сторон.
Межпарламентские соглашения вступают в силу после их утверждения Думой и публикуются в официальных изданиях Думы.
 
Статья 16. Присоединение к договорам и соглашениям
 
Решение о присоединении к договорам и соглашениям оформляется правовым актом Мэра или Правительства, а к соглашениям межпарламентского характера - постановлением Думы.
Часть вторая исключена. - Закон г. Москвы от 21.05.2003 N 30.
В случаях присоединения к договорам и соглашениям, требующим в соответствии с требованиями настоящего Закона обязательного утверждения Думой, акт присоединения в отношении договоров оформляется законом города Москвы, а в отношении соглашений - постановлением Думы.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
 
Глава 4. ВЫПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ
 
Статья 17. Обеспечение выполнения договоров и соглашений
 
Органы государственной власти города Москвы принимают все необходимые меры, направленные на обеспечение добросовестного исполнения договоров и соглашений города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
Общий контроль за выполнением условий договоров города осуществляет Мэр.
Текущий контроль за исполнением договоров и соглашений осуществляют:
- в отношении договоров и соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей города - Мэр;
- в отношении соглашений, заключаемых Правительством, - Мэр, а также Дума в отношении утвержденных ею соглашений, в том числе в отношении соглашений, требующих финансирования из бюджета города Москвы;
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
- в отношении межпарламентских соглашений - Председатель Думы;
- в отношении соглашений органов исполнительной власти города Москвы - члены Правительства и уполномоченные Мэром иные должностные лица органов исполнительной власти города Москвы.
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30, от 07.05.2014 N 28)
 
Статья 18. Изменения и дополнения к договорам и соглашениям
 
Изменения и дополнения к договорам и соглашениям вносятся в виде поправок по взаимному согласию сторон путем заключения дополнительных к ним соглашений. Дополнительные соглашения к ранее заключенным договорам и соглашениям являются их неотъемлемой частью и обладают одинаковой юридической силой с текстом основного документа. Их принятие и подписание осуществляются в том же порядке, что и принятие и подписание самого договора или соглашения.
 
Статья 19. Толкование и разъяснение договоров и соглашений
 
Толкование договоров и соглашений относится к совместной компетенции заключивших их сторон.
Порядок толкования договоров и соглашений подписавшими их сторонами устанавливается ими по взаимному соглашению путем обмена письмами и протоколами.
Разъяснения, касающиеся применения договоров и соглашений города Москвы, даются подписавшими их органами государственной власти города Москвы или уполномоченными должностными лицами.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
 
Глава 5. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ
ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ
 
Статья 20. Предложения о прекращении или приостановлении действия договоров и соглашений
 
Решение о приостановлении действия договоров города Москвы и соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей принимается Мэром.
Решение о прекращении действия договоров города Москвы, утверждаемых Думой, принимается Думой по представлению Мэра.
Решение о приостановлении действия межправительственного соглашения принимает Мэр.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
Дума принимает постановление о прекращении действия утвержденных ею соглашений Правительства по представлению Мэра.
Правительство принимает решение о прекращении действия остальных соглашений Правительства.
Решение о приостановлении действия межпарламентского соглашения принимает Председатель Думы.
Дума принимает решение о прекращении действия межпарламентского соглашения.
Решение о приостановлении действия соглашений, заключенных органами исполнительной власти города Москвы, принимается руководителем соответствующего органа. Мэр решает вопрос о прекращении действия соответствующего соглашения.
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30, от 07.05.2014 N 28)
Предложения о прекращении или приостановлении действия договоров и соглашений города Москвы представляются органами государственной власти, юридическими лицами и общественными объединениями сторон на рассмотрение того органа, который в соответствии с настоящей статьей правомочен принять решение, в порядке, установленном настоящим Законом, и в соответствии с положениями самих договоров или соглашений, если договорами или соглашениями не установлено иное.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
Прекращение действия договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти города Москвы осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
(часть введена Законом г. Москвы от 21.01.2004 N 2; в ред. Закона г. Москвы от 07.05.2014 N 28)
 
Статья 21. Основания прекращения действия договоров и соглашений
 
Основаниями прекращения действия договоров и соглашений города Москвы могут быть:
а) истечение срока их действия;
б) исполнение принятых на себя сторонами обязательств;
в) наступление определенных договором или соглашением условий;
г) взаимное согласие сторон;
д) замена другим вновь заключенным договором или соглашением;
е) односторонний отказ от исполнения обязательств, полностью или частично, принятых на себя одной из сторон;
ж) отсутствие объекта правового регулирования или субъекта договорных отношений, если нет правопреемства;
з) принятие федерального закона, которому противоречат положения договора (соглашения);
и) признание договора или соглашения недействительным по решению суда;
к) иные случаи, предусмотренные федеральными законами.
(п. "к" введен Законом г. Москвы от 21.01.2004 N 2)
 
Статья 22. Последствия прекращения действия договоров и соглашений
 
Прекращение действия договора или соглашения, заключенного органами государственной власти города Москвы, если договором или соглашением не предусматривается иное, освобождает их от всяких обязательств выполнять договор или соглашение в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение города Москвы, возникшие в результате выполнения договора или соглашения до прекращения их действия.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
 
Статья 23. Основания приостановления действия договоров и соглашений
 
Договоры и соглашения могут быть приостановлены в связи с:
а) заключением нового договора или соглашения по тому же вопросу;
б) существенным изменением обстоятельств;
в) нарушением одним из участников условий договора или соглашения, делающим невозможным дальнейшее их исполнение;
г) положениями самого договора или соглашения;
д) выявившимся несоответствием федеральным законам, международным договорам Российской Федерации, законам города Москвы.
е) иными случаями, предусмотренными федеральными законами.
(п. "е" введен Законом г. Москвы от 21.01.2004 N 2)
 
Статья 24. Последствия приостановления действия договоров и соглашений
 
Приостановление действия договоров или соглашений, заключаемых органами государственной власти города Москвы, временно освобождает их от обязательств выполнять условия договоров или соглашений в отношении тех участников, применительно к которым приостанавливается их действие, и не влияет на установленные договорами или соглашениями правовые отношения с другими сторонами.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
В период приостановления действия договоров или соглашений города Москвы органы государственной власти города Москвы не предпринимают мер, которые могут помешать возобновлению действия договоров или соглашений.
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30, от 07.05.2014 N 28)
Решение о возобновлении действия приостановленного договора или соглашения города Москвы принимает орган государственной власти города Москвы, приостановивший его действие, после устранения всех возникших препятствий, послуживших основанием для приостановления.
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30, от 07.05.2014 N 28)
 
Статья 25. Разрешение споров в связи с исполнением договоров и соглашений
 
Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации договоров и соглашений города Москвы с иными участниками, разрешаются путем согласительных процедур.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" органы государственной власти города Москвы могут обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросам применения договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
Разрешение споров по вопросам применения договоров и соглашений, носящих административно-правовой и гражданско-правовой характер, осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданского процессуального и арбитражно-процессуального законодательства, положениями самих договоров и соглашений.
 
Статья 26. Меры, принимаемые в случае нарушения договоров и соглашений
 
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам и соглашениям города Москвы другими его участниками органы государственной власти города Москвы в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договорами или соглашениями, представляют Мэру, или Председателю Думы предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международного права, национальным законодательством и условиями самих договоров и соглашений.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.05.2003 N 30)
Должностные лица города Москвы, виновные в нарушении настоящего Закона, привлекаются к ответственности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
 
Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
Статья 27. Депозитарий
 
Функции депозитария соглашений, заключенных Думой, осуществляются Аппаратом Думы. Функции депозитария договоров и соглашений, заключенных Мэром, Правительством и иными органами исполнительной власти города Москвы, осуществляются Аппаратом Мэра и Правительства Москвы или уполномоченным Правительством органом исполнительной власти города Москвы.
(в ред. законов г. Москвы от 18.01.2012 N 3, от 07.05.2014 N 28)
Части вторая - третья утратили силу. - Закон г. Москвы от 18.01.2012 N 3.
 
Статья 28. Функции депозитариев
 
Функции депозитариев состоят в следующем:
(в ред. Закона г. Москвы от 18.01.2012 N 3)
а) в регистрации договоров и соглашений и ведении реестра договоров и соглашений города Москвы;
(в ред. Закона г. Москвы от 18.01.2012 N 3)
б) в хранении подлинных текстов договоров и соглашений и прилагаемых к ним документов;
в) в предоставлении текстов договоров и соглашений по запросам органов государственной власти города Москвы, а также организаций, имеющих на то разрешение;
(в ред. Закона г. Москвы от 07.05.2014 N 28)
г) в подготовке заверенных копий с подлинных текстов договоров и соглашений и подготовке любых иных текстов на других языках, которые могут быть предусмотрены договорами и соглашениями, а также в передаче их субъектам международных и внутригосударственных договорных правоотношений, изъявившим желание присоединиться к открытым для подписания договорам или соглашениям города Москвы;
д) в изучении состояния переданных на хранение документов, их полноты, правильности оформления и, в случае необходимости, в доведении информации до сведения подписавших договор или соглашение сторон.
 
Статья 29. Информирование жителей города Москвы о заключаемых договорах и соглашениях
(в ред. Закона г. Москвы от 07.05.2014 N 28)
 
Жители города Москвы имеют право на получение информации о заключаемых органами государственной власти города Москвы наиболее важных договорах и соглашениях, затрагивающих их интересы и интересы города Москвы в целом.
(в ред. законов г. Москвы от 21.05.2003 N 30, от 07.05.2014 N 28)
Мэр, Правительство, Дума доводят до сведения населения города Москвы через средства массовой информации (печать, радио и телевидение) сообщения о заключаемых такого рода договорах и соглашениях.
(в ред. Закона г. Москвы от 07.05.2014 N 28)
 
Статья 30. Введение в действие настоящего Закона
 
Настоящий Закон вводится в действие (вступает в силу) через десять дней после его официального опубликования.
Договоры и соглашения города Москвы, заключенные до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют свое действие, если стороны не придут к соглашению о необходимости внесения в них изменений.
Правовые акты органов государственной власти города Москвы, противоречащие настоящему Закону, приводятся в соответствие с ним в трехмесячный срок.
 
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
28 марта 2001 года
N 11
0

Оставить комментарий