г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Договоры заключаются, как правило, между двумя сторонами. Однако договор может быть заключен между тремя и более сторонами, то есть быть многосторонним. И хотя к такому договору применяются общие положения об обязательствах и о договорах, он имеет свои отличительные особенности.

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

Право участников гражданского оборота заключать между собой трехсторонние договоры предусмотрено п. п. 1 и 3 ст. 154 и п. п. 2 и 4 ст. 420 ГК РФ. Такой договор заключается между несколькими сторонами, для каждой из которых в нем предусматривается определенный объем прав и (или) обязанностей.

Сфера применения трехстороннего договора на практике достаточно широка: договор о создании компании, договор между работодателем, работником и университетом на оказание образовательных услуг; договор между энергоснабжающей организацией, абонентом и администрацией, в рамках которого услуги вместо абонента оплачивает администрация; соглашение о частичной компенсации процентной ставки по ипотечному кредиту в рамках социальной жилищной программы между гражданином, публичным образованием и банком; соглашение между поставщиком, покупателем и его обслуживающим банком о списании со счета покупателя в пользу поставщика денежных средств в безакцептном порядке; соглашение между продавцом, покупателем и арендатором недвижимости до момента регистрации перехода права об определенных обязательствах арендатора и др.

Трехсторонний договор используется для замены арендатора в договорах аренды земельных участков в случае продажи расположенных на них зданий, сооружений и иных объектов недвижимости. Трехсторонний договор подойдет для оформления уступки права требования или перевода долга по обязательству, он позволит избежать направления уведомления о состоявшейся уступке права требования или получать согласие на перевод долга. Кроме того, в таком трехстороннем соглашении можно предусмотреть условие о солидарной ответственности первоначального кредитора или первоначального должника.

Трехстороннее соглашение следует отличать от обычного двустороннего договора со множественностью лиц на стороне обязательства (п. 1 ст. 308 ГК РФ). Так, в договоре подряда на выполнение проектных работ на стороне заказчика могут действовать совместно сразу две компании, обязанности заказчика между которыми делятся. В отношениях с подрядчиком они выступают солидарными должниками по денежному обязательству (п. 1 ст. 322 ГК РФ), если договором предусмотрено возложение обязанности по оплате сразу на обе компании. В противном случае исполнить денежное обязательство будет должна та из них, для которой оно установлено (Постановление ФАС ЦО от 25.07.2012 по делу N А68-8567/2011).

При этом в случае, если денежное обязательство возложено по условиям договора на одну из компаний на стороне заказчика, неисполнение ею такого обязательства не дает подрядчику оснований не выполнять свои обязательства перед второй компанией, если только иное не предусмотрено в самом договоре. В связи с этим, выбирая такую форму сотрудничества, как трехстороннее соглашение, участники гражданского оборота должны внимательно проработать все его условия, чтобы избежать возникновения спорных ситуаций и конфликтов.

ТРЕТЬИМ БУДЕШЬ?

Особое место среди всех трехсторонних соглашений занимает включенная в обычный двусторонний договор между компаниями оговорка о принятии директором одной из них на себя поручительства (ст. ст. 322 и 363 ГК РФ). Такая оговорка включается в текст основного договора с указанием на то, что лицо, подписавшее договор от имени той или иной стороны, считается с ней солидарно обязанной по всем обязательствам или части обязательств в пределах всего срока его действия и в течение нескольких лет по его окончании.

Возможность заключения договора с рассматриваемым условием законом прямо не предусмотрена, однако и не противоречит ему, следовательно, признается допустимой в силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ).

Оговорка о поручительстве дает второй стороне договора дополнительную гарантию защиты своих прав и законных интересов на случай, если ее контрагент нарушит свои обязательства. Указанная оговорка по своей юридической силе равнозначна двустороннему договору поручительства и избавляет от необходимости его отдельного заключения. При этом лицо, ставшее поручителем, в основном договоре нет необходимости выделять отдельной строкой в конце текста договора, где стороны ставят свои подписи, поскольку такого требования не предусмотрено.

Директор компании, давший за нее поручительство, впоследствии, конечно, сможет ссылаться на то, что поручительство является недействительным, но суды такие доводы не принимают со ссылкой на принцип свободы договора, учитывая, что при заключении договора с таким условием директор компании не был лишен возможности настаивать на его исключении или вообще отказаться от его заключения (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 9 и ст. 421 ГК РФ).

Подписание договора с названным условием добровольно без каких-либо замечаний и возражений, а равно его добровольное исполнение при отсутствии замечаний, свидетельствует о том, что оно было принято, соответствующее обязательство возникло и должно исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от его исполнения не допускается (ст. ст. 309 и 310 ГК РФ). Заявление директора компании о несогласии со своим поручительством только на стадии предъявления к нему требований кредитором суд также оценивает в пользу кредитора.

Дополнительно в пользу кредитора будут свидетельствовать подписание договора на каждой странице или его прошивка с проставлением подписей на обороте прошитого документа. Однако, даже если договор не будет прошит или подписан на каждой странице, это обстоятельство не дает оснований директору ссылаться на то, что поручительство не возникло, поскольку закон не содержит таких обязательных требований к форме договора.

В пользу кредитора дополнительным аргументом о допустимости включения рассматриваемой оговорки в основной договор между компаниями будет ссылка на тот факт, что директор является единственным владельцем компании или по крайней мере одним из ее владельцев, что можно определить по ресурсу "Проверь себя и контрагента" на сайте ФНС России www.nalog.ru. Поскольку директор компании владеет ею полностью или частично, определяет и контролирует направления ее хозяйственной деятельности, целесообразность принятия им на себя поручительства по ее обязательствам вытекает из факта корпоративного участия в ней.

Свою предпринимательскую деятельность он ведет посредством участия в компании, поэтому выдача по ее обязательствам поручительства обусловлена таким участием. Установленная ограниченная ответственность владельца компании (в пределах стоимости внесенного вклада, кроме случая доведения ее до банкротства) в данном случае не имеет никакого значения, поскольку владелец компании вправе принять на себя дополнительную ответственность по ее обязательствам в рамках договора поручительства.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Заключение договора с рассматриваемым условием является соблюдением простой письменной формы договора поручительства, так как закон не предусматривает его оформления в виде одного документа, подписанного обеими сторонами. Это могут быть также обмен документами или проставление отметки о принятии поручительства на письменном документе, составленном должником и поручителем (п. 1 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами норм ГК РФ о поручительстве, утв. информационным письмом Президиума ВАС РФ от 20.01.1998 N 28).

На практике соблюдением письменной формы договора поручительства суды также считают выдачу поручителем кредитору гарантийного письма с последующим предъявлением кредитором иска в суд к поручителю, что считается его принятием (Постановление ФАС МО от 26.03.2013 по делу N А40-81174/12-100-627), несмотря на то что в этой ситуации имеет место не заключение договора поручительства, а только лишь неакцептованная кредитором оферта поручителя.

Правомерность заключения договора с подобным условием подтверждается сложившейся в настоящее время судебной практикой. Закон предусматривает единственное условие для поручительства: в силу ст. 361 ГК РФ оно должно быть совершено в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора поручительства влечет его недействительность. Другие специальные условия для договора поручительства законодательством не предусмотрены. Включение оговорки о принятии поручительства в основной договор считается соблюдением письменной формы договора поручительства (Апелляционное определение Мосгорсуда от 30.10.2013 по делу N 11-21334).

Принятие поручителем в договоре на себя обязательства нести полную солидарную ответственность по обязательствам покупателя из настоящего договора свидетельствует о согласовании сторонами объема ответственности поручителя (Определения Мосгорсуда от 08.07.2010 по делу N 33-19171, Санкт-Петербургского горсуда от 21.09.2010 N 33-12564/2010).

Оговорка о поручительстве в основной договор может быть имплементирована двумя различными способами. Можно включить ее в договор с указанием на распространение на отношения между кредитором и поручителем общих положений основного договора (например, об ответственности за нарушение обязательств и основаниях освобождения от нее, о подсудности разрешения споров, о претензионном порядке, об электронном документообороте в процессе исполнения обязательств и др.) или без такого указания.

В первом случае, когда к отношениям кредитора и поручителя общие положения договора не применяются, перед нами договор - документ, в котором соединены условия двух различных договорных конструкций: основной договор между кредитором и должником и договор поручительства между кредитором и поручителем. Во втором случае перед нами смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ), поскольку его содержание не исчерпывается одним только арендным обязательством, а включает еще наряду с ним обязательство солидарного должника отвечать совместно с основным должником.

Следовательно, трехсторонним договором будет второй вариант, так как в первом случае в одном документе соединены два двусторонних договора между разными сторонами.

Кредитор должен иметь в виду, что если споры с должником как споры между хозяйствующими субъектами будет рассматривать арбитражный суд, то компетентным судом для разрешения дела с участием поручителя будет суд общей юрисдикции, в том числе в случае, когда иск предъявляется одновременно к нему и основному должнику (ст. 22 ГПК РФ, п. 1 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, утв. Президиумом ВС РФ 22.05.2013).

В связи с этим кредитору в договоре целесообразно обозначить подсудность для всех случаев: например, конкретный арбитражный суд на случай спора с компанией и конкретный суд общей юрисдикции в случае спора с поручителем или одновременно с ним и компанией).

СПЕЦИФИКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Трехстороннее соглашение имеет приоритет при регулировании отношений между всеми его сторонами по сравнению с любыми двусторонними договоренностями, даже если они были достигнуты ранее его заключения (Постановление АС МО от 01.10.2014 N Ф05-11034/14). Двусторонние договоры не влияют на обязательства по трехстороннему соглашению, поскольку в них представлена воля только двух сторон.

Особенностью регулирования трехстороннего соглашения является то, что две его стороны не смогут заключить между собой соглашение, изменяющее его условия, в обход третьей стороны (Постановление ФАС СЗО от 04.06.2012 по делу N А21-3435/2011), так как соглашение может быть изменено при наличии согласия всех его сторон (ст. 450 ГК РФ), если только в нем самом не предусмотрена возможность его изменения и в отсутствие согласия одной из сторон (ст. 421, п. 3 ст. 450 ГК РФ).

Например, в трехстороннем соглашении между поставщиком коммунального ресурса, управляющей компанией, обслуживающей многоквартирный дом, и платежным агентом, предметом которого выступает выполнение агентом услуг по начислению, сбору и перечислению в пользу поставщика платежей за поставленный коммунальный ресурс за вычетом своего вознаграждения, агент и управляющая компания с агентом не смогут договориться в обход поставщика о перечислении собранных платежей не ему, а управляющей компании (Постановление ФАС ПО от 22.06.2011 по делу N А72-4031/2009).

Расторжение трехстороннего соглашения допускается также только по договоренности всех его сторон. Например, ссудодатель и ссудополучатель не смогут расторгнуть договор безвозмездного пользования имуществом без согласия балансодержателя, если тот является его стороной (Постановление ФАС СКО от 09.06.2012 по делу N А53-1686/2011).

Наиболее часто трехсторонние соглашения можно встретить в сфере энергоснабжения, когда поставщики коммунальных ресурсов заключают договор энергоснабжения не только с абонентом, но и с участием публичных властей, которые выполняют ряд функций.

В таком трехстороннем соглашении денежное обязательство перед кредитором имеется только у одной из сторон (абонент), на стороне администрации его нет, поэтому энергоснабжающая организация привлечь ее к солидарной ответственности по долгам абонента не сможет (Постановление ФАС СКО от 14.02.2013 по делу N А53-14590/2011), если только в самом соглашении прямо не предусмотрено возложение солидарной ответственности на вторую сторону и принятие ею на себя такого обязательства (Постановление ФАС ВВО от 01.03.2012 по делу N А28-3712/2011).

При этом участие в договоре третьей стороны и возложение на нее по условиям договора обязанности исполнить денежное обязательство не освобождает от его исполнения другую сторону, поскольку кредитор вправе потребовать исполнения от любого из должников в любой последовательности по своему усмотрению либо одновременно от них двоих (Постановление ФАС СКО от 18.09.2012 по делу N А32-36716/2011).

Автор: А. Дружинин

1

Оставить комментарий