г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Сняли с очереди на квартиру. Что делать?

ДЖП и ЖФВ прошедшем 2012-ом году многие очередники города Москвы смогли «на своей шкуре» ощутить всю глубину проблемы принудительного (часто незаконного) снятия с жилищного учета. По данным юридической фирмы «Московские юристы» эта проблема приобрела по-настоящему массовый характер.

Департамент жилищной политики и жилищного фонда отчитался перед Мэром Собяниным о неуклонном уменьшении числа очередников, создав иллюзию того, что всё большее число жителей города Москвы более не нуждается в улучшении своих жилищных условий. Однако на деле, такое сокращение количества очередников, оказалось всего лишь «процедурой», предназначенной для того чтобы оставить многих из них у «разбитого корыта».

На практике, подобная «процедура», выглядит следующим образом.

К примеру, некие жители города Москвы, с 1989 года стоят на жилищном учете, раз в несколько лет предоставляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документы на переосвидетельствование (подтверждающие то, что их жилищные условия с момента постановки на жилищный учет никак не улучшились), и вдруг получают уведомление из Департамента, о том, что, их оказывается, уже как несколько месяцев назад сняли с жилищного учета.

Многие уже бывшие очередники после такого известия не знают, что им делать дальше, ведь они долгое время стояли на очереди, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, никаких незаконных сделок с жильем не совершали, и вот теперь, через двадцать с лишним лет «стояния» получают известие о том, что, оказывается, они не могут претендовать на жилье от государства или на помощь в приобретении жилья с использованием государственных (муниципальных) средств.

Что делать в такой ситуации и насколько вообще законно снятие граждан с жилищного учета после стольких лет нахождения в очереди на жилье? Давайте разберемся в этих вопросах подробнее, рассмотрев несколько наиболее распространенных ситуаций.

Прислали по почте извещение или позвонили по телефону и сообщили о снятии с очереди, но не предоставили официальных документов о снятии с очереди

Как правило, работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не утруждают себя предоставлением очередникам копии Распоряжения о снятии с жилищного учета, а просто звонят по телефону или присылают письма-извещения, где содержится краткая информация о снятии с жилищного учета. При этом бывшие очередники не ставятся в известность о том, по каким именно основаниям их решили снять с жилищного учета.

В результате получается ситуация, при которой граждане уже знают о том, что их сняли с жилищного учета, но не знают, на каком основании это было сделано. Ни сообщение по телефону, ни письмо-извещение в суде не обжалуешь, поскольку они не являются официальными документами (действиями должностных лиц), которые могут быть оспорены в судебном порядке.

Чтобы разъяснить ситуацию, гражданам необходимо самостоятельно обратиться с письменным заявлением (копию которого с отметкой о принятии нужно будет оставить у себя) в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором просить предоставить им в 30-дневный срок копию Распоряжения о снятии с жилищного учета. После чего, в течение тридцати дней с момента подачи вышеуказанного заявления, получить по почте копию Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, в большинстве случаев, даже получив по почте из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы копию Распоряжения о снятии с жилищного учета, по его содержанию невозможно понять, по какому именно основанию (в связи с какими конкретно обстоятельствами) граждан сняли с жилищного учета. Как правило, в Распоряжении содержатся лишь общие формулировки (например, указывается на то, что очередники Иванова и Петров подлежат снятию с жилищного учета на основании п.2 ч.1 ст.15 и п.1 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», при том, что данные нормы права носят очень общий характер, и по основаниям, предусмотренным в этих нормами, могут снять с жилищного учета в самых разных жизненных ситуациях).

Чтобы прояснить ситуацию, нужно подать в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ещё одно заявление, в котором указать, что заявители просят в 30-дневный срок в письменном виде известить их, о конкретных причинах снятия их с жилищного учета.

Только после того, как из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы будет прислано письмо, в котором будут четко изложены основания для снятия заявителей с жилищного учета, можно будет решать вопрос об обжаловании Распоряжения о снятии с жилищного учета в судебном порядке.

Сняли с очереди, посчитав всё имущество, какое можно и какое нельзя

Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.

Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.

В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.

В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н. не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата. Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.

То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.

Сняли с очереди за то, что теперь не считаются льготы, действовавшие при постановке на жилищный учет

В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.

Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.

В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И. была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:

«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».

Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:

  1. в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
  2. в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  3. в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  4. в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  5. в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
  6. в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.

Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И. по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.

Предложили несколько вариантов, очередники согласились на один из них, но их всё равно сняли с очереди, а квартиру так и не предоставили

Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.

Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3. Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий. После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.

Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.

Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде. Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения. Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.

ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).

Читайте еще по данной теме:

Автор: Егоров Константин Михайлович, юрист

Телефон: 8 (495) 740-55-17

Источник: Московские юристы

0

Комментарии (153)

Как встать на очередь после снятия с жилищной очереди после развода? Очередь была с 2005 с декабря. Я неработающий инвалид, пенсионер 2 группы, с бывшей семьёй не проживаю, снимаю на пенсию комнату... Распоряжение о снятии с жилищного учёта отдали по моему требованию... Срок три месяца прошёл не по моей вине...

Вам нужно обжаловать распоряжение о снятии с жилищного учета в судебном порядке. К заявлению в суд нужно будет приложить документы (например, материалы вашей переписки с местной администрацией и почтовые конверты с датами получения вами писем), подтверждающие уважительность причин пропуска вами трехмесячного срока на обжалование распоряжения.

Понятно. А если просто встать на очередь одному? Мне куда обратиться? У меня статус малоимущего инвалид 2 группы + сахарный диабет.

Документы на постановку на жилищный учет принимает районная Служба "Одного окна". Отдельно от остальных жильцов квартиры вы сможете встать в том случае, если в судебном порядке будете признаны членом отдельной семьи, а квартира, в которой вы сейчас зарегистрированы, будет переведена из разряда отдельных в разряд коммунальных квартир.

Многодетным очередникам г.Москвы, вставшим на очередь до 1 марта 2005 г., при получении субсидии на приобретение жилья, засчитывают площадь бывших мужей, просто отцов по усыновлению, которые не являются заявителями и не вписаны в учетное дело на улучшения жилья. ДЖП и ЖФ опирается на Закон Города Москвы № 29 от 14.06.2006 г.
Так же ссылаются на ст.54 п.2 СК РФ, ст.20 п.1 и п.2 ГК РФ, ст.55 п.10 СК РФ, ст.26 п.1, ст.28 п.1 ГК РФ, ст.61 п.1 СК РФ, ст.70 ч.1 ЖК.РФ. Скажите, законны действия ДЖП и ЖФ к многодетным очередникам из вышеприведенного?

Вам нужно будет обжаловать действия Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в судебном порядке. Судебная практика по такой категории дел уже сложилась (в том числе и судебная практика Верховного Суда РФ), и эта судебная практика не в пользу Департамента.

Моя бабушка вдова УВОВ, имеет право на улучшение жилищных условий. Проживает в квартире дочери. В 2012 году заключив с дочерью договор найма, обратилась в администрацию с просьбой о постановке на жилищный учет. Ей отказали по ст.53 - умышленное ухудшение жилищных условий. Обратилась в суд с просьбой отменить решение администрации и поставить на учет с момента обращения. Районный и апелляционный суды в иске отказали, а кассационный полностью отменил все решения, т.к. было нарушено материальное и процессуальное право, и отправил на новое апелляционное рассмотрение. Второй апелляционный суд отменил решение только в первой части, т.е. умышленное ухудшение жилищных условий, а вторую часть оставил без изменения. Но администрация поставила все-таки ее на учет с момента подачи заявления, о чем дважды сообщила письмом. А вот через неделю мы получили решение из администрации о снятии ее с учета. Конкретной причины не указали. По телефону пояснили, что в решении ничего не сказано о постановке на учет, есть только отмена решения. Подскажите, что делать?

Вам нужно подать два разных документа:
1. Заявление в суд кассационной инстанции об отмене последнего апелляционного определения (в той части, где было отказано в восстановлении на жилищном учете);
2. Новое заявление в суд первой инстанции об оспаривании нового распоряжения о снятии с жилищного учета, поскольку теперь уже реквизиты распоряжения о снятии с жилищного учета изменились, и суд первой инстанции должен признать незаконным и отменить именно распоряжение именно с этими (новыми) реквизитами.

После получения договора социального найма сняли с очереди, в которой отстояла 9 лет. При этом копию распоряжения о снятии с учёта на руки не выдали. Узнала о том, что сняли с очереди только через год.
Что делать в этой ситуации?

Вы можете подать в суд исковое заявление о признании данного распоряжения недействительным. Тогда срок на обжалование распоряжения составит три года, а не три месяца, как если бы вы подали в суд вместо иска, заявление в порядке публичного производства.
О правомерности распоряжения о снятии вашей семьи с жилищного учета можно будет судить только после ознакомления с текстом распоряжения, и обстоятельствами конкретно вашего дела.

Я инвалид 1 группы, простоял в очереди на жилье 12 лет! Проживаю в коммуналке, коренной москвич. Дали ордер, съездил, посмотрел квартиру, подписал согласие. После Нового Года сам позвонил, и был удивлен, что мне в Департаменте сказали, что мне отказано в жилье и я снят с очереди? Может мне их всех перебить, все равно не посадят. Здоровья нет судиться.

От того, что вы "перебьете" сотрудников ДЖП г.Москвы, ваши жилищные условия точно не улучшатся. Сейчас сотрудники ДЖП г.Москве снимают с очереди ВСЕХ ПОДРЯД, отчитываясь перед мэром города о том, что очередников в Москве почти не осталось. Из тех, кого сняли с очереди, лишь примерно 5 процентов граждан обжалуют Распоряжения Департамента о снятии их с жилищного учета в судебном порядке. Как правило, суды такие Распоряжения признают незаконными, и обратившихся в суд граждан на очереди восстанавливают.
Но, поскольку речь идет только о 5 процентах очередников, остальные 95 процентов (те, кто в суд с исками не обращаются), считаются "обеспеченными жильем", и их жилищные условия за счет города улучшены не будут.
Поэтому вам нужно взять в Управлении Департамента по округу копию Распоряжения о снятии вас с жилищного учета, чтобы посмотреть основания для снятия вас с очереди, и, в случае у вас соответствующего желания, обжаловать это Распоряжение в судебном порядке.

Я пенсионер МЧС с 2012, на очереди на квартиру стоял с 95 года. Как оказалось, по увольнениюи из рядов МЧС в 2013 году, выяснялось, что меня сняли с учета в 2005 году, мотивируя, что я находился не на государственном бюджете, а на местном. До этого меня не оповещали о снятии с очереди. Могу ли я восстановиться в очереди и получить сертификат на жильё? Если да, то что нужно?

Вы можете обжаловать поставновление о снятии вас с жилищного учета в судебном порядке. Однако к иску вам нужно будет приложить (кроме документов, подтверждающих факт постановки вас на жилищный учет в 1995 году) документы, подтверждающие, что о снятии с жилищного учета вы узнали только в 2014 году. Это может быть письмо из МЧС, письменный ответ на ваше заявление, или копия постановления о снятии вас с жилищного учета с отметкой о том, что вы получили это постановление лишь в 2014 году.

Добрый день! Моя бабушка вдова УВОВ, имеет право на улучшение жилищных условий. Собственности не имеет, дом продан 7 лет назад. После заключения договора аренды с дочерью, собственником квартиры, которая проживает отдельно, обратилась в администрацию с заявлением о постановке на жилищный учет. Ей было отказано по ст.53 - умышленное ухудшение жилищных условий. Районный суд в иске отказал. Апелляционный суд умышленное ухудшение исключил, но на очередь не поставил, ссылаясь на то, что на момент обращения в администрацию в квартире было зарегистрировано 2 человека, т.е. площадь больше установленной нормы. В кассационном определении тоже сослались на то, что площадь больше установленной нормы. На основании апелляционного определения администрация изменила свое первоначальное решения, и теперь оно выглядит так: "отказать вдове, проживающей по договору найма, в связи с тем, что площадь больше установленной нормы". Но это же абсурд! Жилье ведь не ее и конкретно написано "проживающая по договору найма". И куда теперь обращаться? Может я не прав? Проясните, пожалуйста.

Стоим на очереди в составе 9 человек. Все родственники - родители, дети (два сына и дочь) и внуки. 3 молодых семьи. Снимут ли всех остальных с очереди, если одна из семей возьмет квартиру в рассрочку? Может собственность оформить только на жену брата. Жены прописаны у себя и не стоят на очереди.

В данном случае районная администрация права, поскольку:
1) Бабушка проживает в квартире по договору аренды (то есть, применительно к жилым помещениям - по договору найма). Соответственно, она имеет самостоятельное право пользования занимаемым жилым помещением;
2) При принятии распоряжения учитывались ВСЕ проживающие (зарегистрированные по месту жительства) в данном жилом помещении жильцы. Если с учетом всех этих жильцов на долю каждого из них приходилось больше, чем установленная местным законодательством учетная норма (площадь жилого помещения, при которой местная администрация обязана будет поставить бабушку на жилищный учет), то отказ вполне правомерен, поскольку была превышена учетная норма жилого помещения.

В данном случае первостепенную роль играет то, кто именно был указан в качестве заявителя при постановке на жилищный учет. Если ни один из мужей не был указан в качестве заявителя в распоряжении о постановке на жилищный учет, то квартиру будет приобрести на одну из жен жильцов квартиры. Если же муж был указан в качестве заявителя в распоряжении о постановке на жилищный учет, то жилье, оформленное на его жену, будет приплюсовано к площади занимаемой очередниками квартиры.
Но самый лучший вариант - оформить приобретаемое жилье на родителей одной из жен, после чего переоформить эту квартиру на жену очередника по договору дарения.

12 февраля в устной форме узнала, что сняли с жилищного учета. Я приняла наследство в 13 году, но жить там невозможно, т.к. износ дома 68%. Технический паспорт был предоставлен в администрацию в июле месяце 13 года. Как быть в этой ситуации? Заранее спасибо.

Оставить комментарий