г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Составление и подача претензии

В период становления и развития в Российской Федерации правового государства в средствах массовой информации все чаще стало появляться понятие «претензия». Давайте разберемся подробнее, что же такое претензия, для чего она нужна и как следует составлять претензию.

Статья 450 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность изменения или расторжения договора по требованию одной из сторон договора или по обоюдному соглашению сторон. Однако для предъявления требований об изменении или расторжении договора Гражданский кодекс РФ требует соблюдение ряда формальностей.

Согласно части 2 статьи 452 Гражданского кодекса РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Аналогичное требование об обязательном соблюдении претензионного предварительного (досудебного) порядка разрешения возникшего спора предъявляется и ко всем спорам с участием потребителей.

В соответствии с п.1 ст.19 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс об административных правонарушениях" от 09.01.96 г. N 2-ФЗ (далее - Закон) потребитель имеет право предъявить установленные ст.18 Закона требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В случае, если гарантийный срок на товар (коим может быть и импортная обувь) не установлен, то потребитель имеет право предъявить претензию, если недостатки товаров обнаружены в течение 6 месяцев со дня передачи их потребителю.

Претензионный порядок урегулирования спора может быть предусмотрен не только законом, но и самим договором.

Таким образом, претензия (претензионное письмо) представляет собой документ, основной задачей которого является реализация возможности для досудебного, мирного, урегулирования всех споров, возникших у сторон двух- или многостороннего договора. Право на предъявление претензии имеет та из сторон договора, которая считает, что ее права и сами условия договора нарушены другой стороной и заявляет о своем намерении, в связи с этим, изменить или расторгнуть ранее заключенный договор.

Несоблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования возникшего спора может препятствовать рассмотрению спора судом.

Согласно статье 222 Гражданского процессуального кодекса РФ несоблюдение истцом установленного федеральным законом для данной категории дел или предусмотренного договором сторон досудебного порядка урегулирования спора является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения. Аналогичное основание для оставления искового заявления без рассмотрения арбитражным судом содержится в статье 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Таким образом, если стороной сделки не будет соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором досудебный порядок урегулирования спора, иск против одной из сторон сделки о ее изменении или расторжении не будет рассмотрен судом, и по делу не будет вынесено никакого судебного решения (иск будет просто оставлен судом без рассмотрения).

Составлять и подавать претензию нужно также согласно определенным, установленным сложившейся судебной практикой, правилам. В претензии нужно указать стороны сделки и их почтовые реквизиты. Кроме того, в претензионном письме должны содержаться указания на договор (его точные реквизиты), по которому выставлена эта претензия, а также пункты договора, нарушение которых другой стороной сделки явилось основанием для подачи претензии.

Претензионное письмо должно содержать четкое требование к другой стороне сделки – возврат средств, возмещение убытков, выплата неустойки, выполнение определенной работы, замена товара и т.д. – и точное указание на сумму предъявленных требований. В претензии всегда желательно указывать банковские реквизиты лица, заявляющего претензию, что дает возможность получателю претензии исполнить содержащиеся в ней требования о выплате денежных средств, в добровольном (внесудебном) порядке.

Последним условием, которое является обязательным для содержания всех без исключения претензионных писем, это обязательное указание в претензии срока для добровольного исполнения заявленного требования, который может исчисляться в календарных или банковских (рабочих) днях и должен в точности соответствовать условием договора, в одном из пунктов которого может быть четко прописан срок для исполнения предъявляемых одной из сторон к другой стороне сделки требований.

Если в договоре такой срок для добровольного исполнения предъявляемых в претензии требований не установлен, то согласно части 2 статьи 314 Гражданского кодекса РФ, необходимо указать разумный срок для исполнения заявленного требования. Сложившаяся судебная практика считает разумным месячный срок (30 календарных дней) с момента предъявления претензии.

Претензия, направленная физическим лицом (гражданином) должна содержать дату ее направления и подпись заявителя, а претензия, направленная юридическим лицом также должна содержать печать организации-предъявителя претензии.

Поскольку суду необходимо представить очевидные доказательства того, что претензия была заявлена и отравлена истцом ответчику (другой стороне сделки), претензию следует предъявлять одним из двух способов:

  1. Путем предоставления другой стороне сделки двух одинаковых по содержанию претензий, с тем, чтобы на втором экземпляре была сделана отметка, о ее получении. Желательно, чтобы это был официальный штамп организации-получателя претензии, с указанием на нем наименования организации-получателя, даты получения претензии, входящего номера, должности, Ф.И.О. и подписи ответственного лица получателя претензии. При отсутствии соответствующего штампа у организации-получателя претензии, следует добиваться проставления на копии претензии рукописной отметки о времени получения претензии, должности, Ф.И.О. и подписи ответственного лица получателя претензии;
  2. Если получатель претензии находится далеко, и у отправителя претензии нет возможности для личного вручения претензионного письма, а также в случае, если организация-получатель претензии отказывается ставить на втором экземпляре претензии какие-либо отметки о ее получении, претензионное письмо следует направить по почте. Претензию следует направлять заказным письмом с уведомлением о вручении и (обязательно) описью почтового вложения. В описи вложения необходимо четко указать, что письмо представляет собой Претензию от такого то числа на предмет, например, расторжения такого то договора (указать дату договора и его номер, если он имеется).

Претензия всегда должна предъявляться способами и по адресу, указанными в договоре, по которому между сторонами возник спор.

Предъявление претензии вышеуказанными способами позволяет, в дальнейшем, избежать споров об уведомлении противной стороны об изменении или расторжении договора, а также о содержании предъявленной претензии. Таковы, основные требования, которым должно соответствовать претензионное письмо и правовые последствия их несоблюдения.

Читайте еще по данной теме:

Автор: Егоров Константин Михайлович, юрист

Телефон: 8 (495) 740-55-17

Источник: Московские юристы

0

Оставить комментарий